Заметки на полях зимнего лингвистического календаря

 Волкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 22 г. Тамбова

  С удовольствием просмотрела все работы "Январского этапа", по-своему интересные и оригинальные! Несмотря на сходство представленного материала в некоторых работах, каждая команда сделала акцент на разное: "Буковки" придумали оригинальный сюжет, используя языковые средства выразительности и удачно подобрав визуальный ряд, "Искорка" представила много полезного материала, подобрав удачные примеры, "Новобранцы" придумали интересное начало, использовав возможности сервиса, выделили причины, стимулирующие использовать рукописное письмо, а "Филологи" эти же причины представили через различные версии, "Книголюбы" подобрали интересное музыкальное сопровождение, стихи о кляксе. "Цветные" кляксы заиграли на страницах "Мыслителей", динамично, рифмованно показала свою работу команда "Великолепная пятёрка", без сомнения, оригинальная идея мастер-класса отмечается в работе "ДИАМИТа".

  Уважаемые участники веб-квеста! Желаю Вам дальнейших успехов в открытии для себя бесконечных просторов родного русского языка и креативном представлении нового материала через предложенные организаторами сервисы!


  Кадомская Марина Петровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ, МБОУ Сосновская СОШ №2 Сосновского района Тамбовской области

  С  первым заданием практически справились все! Команды «Юные языковеды», «Пуговки», «Алфавит», «PROвинция», «Мыслители», «Великолепная пятерка» в своей работе познакомили нас с историей возникновения клякс. Кроме того «Пуговки» и «Веселые и находчивые» рассказали о промокашке (Кто сейчас знает, что это такое! А это была первая необходимость для избежания клякс!)

 Глубоко в историю возникновения письменности и Дня ручной письменности заглянули «Грамотеи», «Новобранцы», «Фонетики», «Союз», «Веселые и находчивые», «Творцы будущего». Команда «Грамотеи» даже дала рекомендации для проведения такого дня.

 В своих работах «Веселые и находчивые», «Грамотеи», «Новобранцы», «Сколково», «Творцы будущего», «Филологи», «Фонетики», « Великолепная пятерка» показали значения письма для развития человека.

  О науке графологии рассказали «Грамотеи», « От А до Я», «Фонетики», «Искорка», «Союз», «Новобранцы».

  Самые оригинальные работы:

  «Буковки»: рассказали о необходимости ручного письма историей из Простоквашино в стихотворной форме; сама команда приняла участие в демонстрации почерков.

  «ДИАМИТ»: провели в своей школе День почерка, за кадром идет авторская озвучка.

 «ЮЛАД»: не текстом, а анимационно рассказали про историю кляксы, о необходимости ручной письменности.

  «Великолепная пятёрка»: в работе использованы стихи собственного сочинения.

  «Филологи» дали сразу несколько версий о рождении кляксы, версии о необходимости Дня почерка.

 «Книголюбы»: познакомили с кляксой, используя стихи из детской литературы, и даже предложили всем задание-разминку!

  Замечание: у ряда команд нет звукового сопровождения, у других – слишком много текста, который не успеваешь прочитывать до смены слайда.


 Чижова Наталия Геннадьевна, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин ТОИПКРО, член Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «АССУЛ»

 Дорогие участники веб-квеста «Зимний лингвистический сезон»!  Спасибо вам за проявленный интерес и проделанную работу!

 Уважаемые организаторы веб-квеста, спасибо вам за предоставленную возможность погрузиться в историю слова, прикоснуться к огромному духовному богатству, которое хранит наш язык.

  Первое задание «Зимнего лингвистического сезона» открыло много новых и интересных фактов для всех участников веб-квеста и, не скрою, для меня тоже. Думается, что была проделана большая работа по изучению материалов о роли и значении почерка, его связи с характером человека, прежде чем появились такие интересные и познавательные видеоролики.

 Все работы участников возрастной категории «9-11 классы» отличаются интересными находками, лаконичностью, грамотностью. Особенно хочется отметить несколько команд: «22 филолога», «Умники и умницы», «Lingua». Среди достоинств работ этих команд – информативность и содержательность, тщательный анализ информации и обобщение результатов.

  А в целом все команды, разместившие свои видеоролики, -  молодцы! Желаем дальнейших успехов и удачи!  

  Знакомясь с работами команд возрастной категории «9-11 классы», с нетерпением пыталась узнать, какое слово заинтересовало команду. Отрадно, что пристальное внимание было уделено таким словам, как радость, дружба, друг, счастье, юность, мечта, земля, богатырь, язык, яблоко. Участники команд обращались к этимологии слова, фразеологизмам с этим словом – поработали с самыми разными словарями и справочниками, чтобы полно представить свою работу. Интересно было читать и афоризмы.

  «Пусть маленькие радости делают приятным каждый день, а приятные дни складываются в счастливую жизнь» - такой посыл дает команда «Бесстрашные».

  «Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят, настоящее счастье – это когда любишь ты». Хочется верить, что все участники команды «Русоведы», работая над заданиями квеста, испытали настоящее счастье, ведь только любящие русский язык люди могли так ярко представить работу.

  Следует отметить, что интересные находки отражены в каждой представленной работе. Среди всех работ особенно хочется выделить интерактивные флаеры двух команд, которые провели исследование.

  Команда «Русоведы» вывела формулу счастья на основе анализа текста сказки-притчи «Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Счастье = ты любишь + судишь не по делам, а по поступкам +знаешь, что тебя любят + ты и она единственные в мире + знаешь цену счастью+ ищешь и находишь, что имеешь+ чувствуешь сердцем + находишь утешение».

  Команда «Кот ученый», проанализировав излюбленный мотив русских сказок, поведала нам, что яблоко в русских народных сказках – это и волшебное средство достижения цели, и символ молодости и мудрости, и символ бессмертия души. Яблоко предсказывает судьбу и спасает от беды. А почему русский народ так часто обращался в фольклорных жанрах к этому слову? Какова этимология этого слова? Эти вопросы возникают после знакомства с работой этой команды.

 Команда «Молодежь 21 века» оправдала название своё название: ребята показали владение самыми разными сервисами, оформляя интерактивный флаер.

  Спасибо всем участникам за неравнодушное отношение к языку, за внимание к слову и доставленные положительные эмоции!


 Яковлева Елена Евгеньевна, методист кафедры общеобразовательных дисциплин ТОИПКРО, к.фил.наук

  В очередной раз была приглашена экспертом оценить работы квеста. Во-первых, хочу выразить благодарность организаторам за разработку актуального, такого полезного и интересного квеста. Изучение знаменательных дат, связанных с историей, особенностями, развитием русского языка в творческой форме очень важно для популяризации как нашего языка, так и нашей национальной культуры. Во-вторых, проверяя работы старшей возрастной категории, хочу отметить искреннюю заинтересованность и творческий подход к выполнению командами заданий. Несмотря на то, что ролики о ручном письме во многом информативно перекликались, однако, открывая каждую работу и подгружаясь вновь в историю кляксы, понимаешь, насколько это интересно! Особенно порадовали флаеры, вот они-то были у всех индивидуальные. Буквально за пару минут узнаёшь не только этимологию конкретного слова, но и получаешь целый арсенал произведений, картин, фильмов, связанных непосредственно с этим словом. Пословицы, поговорки, загадки, отображение фонетики слова в других языках..... Всего очень много! Всё здорово! Всё интересно! Молодцы дети,  молодцы учителя-наставники! Ждём на следующих этапах квеста!


  Носкова Лариса Павловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ "Санниковская ООШ" Ковровского района Владимирской области

 Работы 2 этапа веб-квеста "Лингвистический календарь" были интересны, т.к. представляли не просто какое-то собрание информации, а были той научной работой, о которой  многие ребята мечтают. Команды выбрали для анализа  слова, отражающие все стороны нашей жизни: лето, учитель, победа. Но есть работы с  неудачным выбором  слов. Они не имеют ни синонимов, не используются во фразеологизмах. Такая работа выглядит сухой, формальной. А ведь наши слова  "живут" в звуке, в живописи, в музыке...  А это так важно для вас самих, дорогие ребята. Но... на ошибках учимся. Удачи в дальнейшем.


  Деревягина Татьяна Георгиевна, к.п.н., доцент кафедры социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина, участник регионального проекта "Формирование моделей «педагогических классов» в рамках непрерывного педагогического образования"

  Дорогие участники квеста! Хочется поделиться впечатлениями о ваших работах, выполненных в рамках "Февральского лингвистического сезона".

  «Юные языковеды». Представлена история слова «ступа». Понравилось интересное решение: от энциклопедической интерпретации, до употребления этого слова (предмета) в геральдике, архитектуре, художественном искусстве и мультипликации. Презентация лаконичная и ёмкая.

     «Славяне». Флаер о слове «солнце». Не все возможности сервиса использованы. Продолжайте осваивать этот интерактивный ресурс. Уверена, впереди у вас новые работы.

 «Буковки». Представлена история слова «Родина». Очень интересная презентация. Её изюминкой является, проведенный участниками квеста лексический опрос среди второклассников и видеозапись личного отношения авторов задания к своей малой Родине.

  «Веселые и находчивые»Представлена история слова «семья». Интересная и информативная презентация, сделанная с большим вкусом.

  «Всеведы». Флаер об истории выражения «ёшкин кот». Использованы возможности сервиса: гиперссылки, картинки, видео.

 «Пуговки». Представлена история слова «торба».  Интересное представление истории слова. Находкой является – задание для зрителей флайера (составить новые слова, используя слово «торба»).

 «Русичи». Представлена история слова  «любовь». Кратко и лаконично. Можно продолжить освоение сервиса, чтобы изучить все возможности виртуальной площадки.

  «Катапульта». Представлена история слова  «самовар». Интересная  и познавательная работа.

 «Алфавит». Представлена история слова  «решето».  Интересная презентация, достаточно полное представление, заявленного слова.

  «Грамотеи». Представлена история слова  «каникулы».  Замечательная и весёлая презентация как и само слово.

 «Искорка»Представлена история слова  «пчела».  Отличная презентация. Очень информативная. Собрано много материала, например, пословиц с использованием этого слова. Изюминка «краеведческий аспект» - о гербе Тамбовской области.

 «ДИАМИТ». Яркая, интересная работа о слове «жизнь». Такое серьезное исследование проделано участниками квеста! Молодцы, ребята!

  «Новобранцы». Представлена история слова  «новобранец». Отличная презентация!!!! Круто, что историей слова стало название команды. Очень информативная работа, сделанная с большим вкусом.

 «PROвинция»Представлена история слова  «мир». Очень достойная работа. Представленное слово раскрыто с разных позиций. Флайер удачно оформлен, материал хорошо просматривается и читается.

 «От А до Я»Представлена история слова  «агнец». Хорошая работа, есть гиперссылки, картинки. Изучите все возможности сервиса.

 «Филологи». Представлена история слова  «лето». Замечательная работа.  Здорово, что представлено «лето» в фотографиях родного села.

 «Мыслители». Представлена история слова  "семья". Интересно в задании исследовано цветовое решение слова.

 «Золотое слово». Представлена история слова  «лапти». Хорошее исследование. История слова раскрыта с различных аспектов.

 «Лирики»Представлена история слова  «учитель». Блестящее исследование этого слова. Прекрасно оформленная презентация, лаконичная и информативная.

 «Слововеды». Представлена история слова «роза». Достойная презентация.

  «ЮЛАД»Представлена история слова «валенки». Добросовестно, выполненное исследование, однако использованы не все возможности ресурса.

  «Великолепная пятёрка»Представлена история слова «победа». Очень интересное исследование. Работа выполнена на высоком исследовательском уровне и с хорошим вкусом.

  «Творцы будущего»Представлена история слова «грамота». Достойная работа.

 «Сколковцы»Представлена история слова «эстетика». Специфичная  подача материала. Рекомендованный сервис не использован.

   «Фонетики». Представлена история слова «фантазия и фантазер». Интересная презентация.

  «Союз»Представлена история слова «море». История слова «моря» раскрыто с разных сторон, в т.ч. средствами искусства. Отличная презентация.

  «Книголюбы». Представлена история слова «брюзга». Интересная и содержательная работа.

  "Юные филологини"Слово "добро" представлено с разных позиций, особенно интересным следует отметить ассоциации к слову со стороны звука, запаха, цвета, использованы разнообразные возможности ресурса.

  Хочется пожелать участникам веб-квеста "Лингвистический календарь" и педагогам-руководителям команд новых творческих успехов в изучении русского языка!