Заметки на полях летнего лингвистического календаря

  Заливина Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской области 

   Дорогие участники веб-квеста «Лингвистический календарь», поздравляю вас с успешным окончанием летнего этапа! Вы достойно справились с заданиями квеста!

На первом этапе проводились исследования сказок А.С.Пушкина. Мы все с ними знакомы с раннего детства, но ваши работы позволили взглянуть на эти волшебные истории с другой стороны. Ребята, вам удалось найти малоизвестные факты о сказках великого поэта и рассказать свои истории. Вместе мы снова прикоснулись к творчеству А.С.Пушкина, заглянули в его творческую лабораторию. Спасибо вам за интересное путешествие в сказочную страну!

  Команда «АЛФаВИТ» достойно прошла первый этап летнего сезона. На июньском этапе команда представила очень интересную работу. Было проведено исследование об именах героев сказок А.С.Пушкина. Хотелось бы отметить достойную сдержанность в оформлении презентации, обоснованный подбор иллюстраций. Ребята, вы большие молодцы!

  Команда «Друзья» обратила свое внимание на устаревшие слова в творчестве А.С.Пушкина и даже создала свой словарик, который состоит из слов, использованных великим писателем в сказках. Очень интересный материал! Так держать, юные исследователи!

 Ребята из команды "Созвездие" рассказали о народном костюме в сказках А.С.Пушкина. Это очень интересное исследование! Уважаемые участники команды, вы рассказали о ранее неизвестных фактах. Я надеюсь, что вам самим было интересно!

 Сервис, предложенный для изучения в июньском этапе, предполагает произнесение русского текста «иностранцем». При озвучивании презентации несколько раз ударение ставится неверно. Избежать этого можно было, подкорректировав текст, который вы внесли в свою работу: предварительно прослушать текст, убрать или заменить слова, которые «диктор» произносит с орфоэпическими ошибками. Думаю, что этот небольшой недочет вы обязательно исправите в своих будущих работах!

  Команда «Фортуна» рассказала в своей работе о фразеологизмах. Работа, безусловно, интересная, но почему-то в ней не идет речь о сказках А.С.Пушкина. Есть замечание по поводу произношения слов. Хотелось бы отметить интересный подбор иллюстративного материала и обоснованно подобранное оформление представленной работы. Ребята, вы на правильном пути! Дорогу может осилить только тот, кто идет вперед! Я желаю вам успеха!

  На первом летнем этапе команда «Знайки» выбрала тему «Животный мир в сказках А.С.Пушкина». Работа, я думаю, заинтересует всех участников квеста: в ней говорится не только о животных-героях сказок великого поэта, но и о том, как наши братья меньшие привносят в художественное произведение особый смысл, учат нас быть добрее. Уважаемые «Знайки», ваше исследование разносторонне и глубоко. Спасибо вам за труд! Маленькая ложечка дегтя – снова недочет в произношении текста. Этого можно было избежать. Как? Об этом я писала выше.

  Команда «Орфограмма» в своей работе рассказала о костюмах в сказках А.С.Пушкина. Презентация выполнена в едином стиле, удачно подобраны иллюстрации. На мой взгляд, есть недочеты: участники команды отказались от использования голосового сопровождения представленной работы. И еще: сервис меняет слайды в определенном темпе, я не успевала прочитать текст на некоторых слайдах, приходилось возвращаться назад. Ребята, при создании работы, на этапе создания презентации, можно открыть вкладку «Вид», потом в подменю этой вкладки – «Примечание», внизу слайда появится поле, куда можно вписать текст, который будет произнесен «диктором» в презентации. Надеюсь, что вам понравился сервис и вы с успехом будете использовать его в будущем!

Команда "РОССИЯНЕ", к сожалению, свою работу не опубликовала.

  Хочется сказать спасибо участникам старшей возрастной категории за проявленный интерес и проделанную работу! Почти все команды справились первым заданием летнего этапа. Вы молодцы! Мне было очень интересно смотреть ваши творческие работы, многие из которых можно по праву назвать исследованиями. Думаю, что творчество А.С.Пушкина близко каждому из нас, мы знакомимся с его произведениями с раннего детства и проносим через всю жизнь.

  На первом этапе летнего сезона квеста роман «Евгений Онегин» стал отправной точкой для каждого исследования. Интересно, что в каждой работе была своя «изюминка», которая позволила по-новому взглянуть на творчество великого писателя. Ваши работы стали своего рода путешествием в прекрасный мир литературы. Первое задание летнего этапа открыло много новых и интересных фактов для всех участников веб-квеста и, не скрою, для меня тоже. Все работы участников отличаются интересными находками!

  Команда «Короли лингвистики» в своей работе рассказала о романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Работа выполнена в едином стиле. В ней участники команды повествуют об истории создания романа, о его сюжете. Особое внимание в исследовании уделено костюмам, которые носили люди во времена А.С.Пушкина, устаревшим словам, использованным в романе. Ребята, при создании работы, на этапе создания презентации, можно открыть вкладку «Вид», потом в подменю этой вкладки – «Примечание», внизу слайда появится поле, куда можно вписать текст, который будет произнесен «диктором» в презентации. Думаю, что озвучка работы сделала бы вашу работу еще интереснее. Успехов вам в освоении интерактивных ресурсов!

 Презентацию «Исполин русского духа» создала команда «Всеведы». Замечательная работа! Из исследования мы узнаем о кулинарных блюдах и напитках 19 века.  Хочется отметить правильное оформление презентации: единый стиль, точный, сдержанный. Подбор иллюстративного материала не вызывает сомнений: выбор всех изображений оправдан. Я бы поспорила насчет названия работы. По-моему, оно мало соответствует содержанию. Это, я думаю, единственный маленький недочет. «Всеведы», вы молодцы!

  Команда «Умник и умницы» на своей странице рассказала о Пушкинском дне, о его значении для мировой цивилизации. В презентации "О, сколько нам открытий чудных..." ребята обратились к языковой составляющей романа: повествование идет об историзмах и архаизмах, об устаревших выражениях, вошедших в роман великого поэта. Мне очень понравилась работа: единый стиль оформления, точный подбор иллюстративного материала внушают уважение. Я считаю, что есть единственный недочет: участники команды отказались от использования голосового сопровождения представленной работы. Надеюсь, что этот сервис вы будете использовать в будущем! Я желаю вам успеха!

 Исследование команды «Мудрецы», как и требует задание июньского этапа, посвящено роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Исследование замечательное по своему разнообразию. Ребята, вы молодцы! Про морс, компот и брусничную воду было особенно интересно! Хочу отметить оформление работы: оно не вызывает никаких нареканий. Вас можно только хвалить! Но есть пара замечаний: А.С. вместо Александр Сергеевич при восприятии на слух мне кажется неуместным. И произношение слов: «дУхи» напрягло. Можно было бы отредактировать текст, заменив или удалив слова, которые сервис не смог осилить. Надеюсь, что вы простите мне мои замечания! Ваша работа мне очень понравилась!

 «Любители словесности» рассказали об обычаях и традициях дворян 19 века. Это полноценное исследование. Замечательно представление информации: сама информация, фон, подбор иллюстративного материала – все отлично! Интересно! Познавательно! Примите мое восхищение! Я услышала одну орфоэпическую ошибку в произношении «диктора», но буду считать, что ее не заметила. Спасибо вам, ребята, за прекрасную работу!

  Команда «Русоведы» выбрала интересную и необычную тему: они провели исследование о «красе ногтей». Ребята, анализируя текст романа «Евгений Онегин», рассмотрели заявленную тему, соотнеся ее с личностью самого А.С.Пушкина. Обращу внимание на отличное оформление презентации. Недочет – орфоэпические ошибки «диктора». Их можно было бы избежать. Уважаемые участники команды, спасибо за интересную, неординарную работу! Успехов вам в дальнейших исследованиях!

  Команда «Островитяне» в своей работе показала прекрасные навыки работы по созданию презентации в предложенном сервисе: интересная информация, удачный фон, использование голосового сопровождения (презентацию озвучивают два «диктора»), обдуманный и качественный подбор иллюстративного материала. Недочеты – орфоэпические ошибки «диктора», ошибки в орфографии и пунктуации на слайдах презентации (понимаю, что русский язык для вас не является родным). Думаю, что эти недочеты вы обязательно исправите в своих будущих работах! Желаю вам успеха!

  Ребята из команды «Кот ученый» в своем исследовании анализировали текст романа А.С.Пушкина, подробно объясняя значение устаревших слов и выражений. Анализировалась всего одна строфа, а сколько открытий! Хочу отметить глубокое проникновение в предмет исследования. Про «васиздас» я не знала. Спасибо за информацию! Не могу промолчать о качественном оформлении работы. Ребята, молодцы! Ничего лишнего! Все по делу и к месту! Ложечка дегтя – орфоэпия. В речи «диктора» ошибки можно было бы устранить, удаляя или заменяя слова, которые он проговаривает с ошибками. Спасибо, уважаемые участники команды, за вашу интересную работу!   

  Команда "Treasure hunters" рассказала о романе «Евгений Онегин», рассмотрев историю создания произведения, сопоставив имена Онегина и Печорина. Это было интересно! Юные исследователи в своей работе упомянули об экранизациях литературного произведения. В презентации использованы все возможности сервиса. Недочет – ошибки в произнесении слов «диктором».

  Ребята, надеюсь, что вам понравился сервис, в котором вы работали. Успеха вам в ваших дальнейших исследованиях!

  Команды "Кватро", «Гильдия лингвистов», "Казачата", "Муромляне", к сожалению, не опубликовали свои работы.


Яковлева Елена Евгеньевна, методист кафедры общеобразовательных дисциплин ТОИПКРО, к.фил.наук

  Дорогие ребята! Вот и закончился летний сезон нашего квеста-марафона "Лингвистический календарь". Рада была вновь познакомиться с вашими работами и  вместе с вами побыть блогером. Я считаю, что уметь не только создавать, но и вести свой блог интересно, занимательно, информативно - задача непростая. Большинство из вас продемонстрировали свой блогерский потенциал. Желаю вам стать известными блогерами и пользоваться популярностью современного общества! Педагогам-руководителям команд отдельное спасибо за труд и ваше участие в жизни своих учеников и наших сетевых квестов!


Волкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 22 г. Тамбова

  Здравствуйте, уважаемые участники летнего сезона веб-квеста «Лингвистический календарь»! В очередной раз в качестве эксперта с большим интересом знакомилась с Вашими работами, креативными, яркими, познавательными, оригинальными, с изюминкой… 

Выполняя задание 1 «О, сколько нам открытий чудных…», вы нашли много интересного, загадочного и полезного в произведениях великого писателя и поэта.

Учащиеся начальной школы под руководством мудрых наставников заглянули в глубь сказок А.С. Пушкина: расшифровали имена героев («Россияне»), нашли устаревшие слова и определили их значение («Друзья»), выявили особенности русского костюма («Созвездие», «Орфограмма»), обратились к животному миру, показав роль символа («Знайки»). Безусловно, следует отметить, что кто-то в большей степени, кто-то в меньшей освоил сервис для представления исследовательской работы, но впереди ещё много интересных веб-квестов для совершенствования своих навыков на просторах Интернета.

  Ученики среднего звена подхватили эстафету и удивили интересными находками артефактов в сказках А.С. Пушкина. Самыми захватывающими и любопытными, на мой взгляд, оказались работы команд: «ДИАМИТ» (кропотливая работа показала достойных исследователей с креативным подходом: удачно подобранный материал, опирающийся на легенду, богатые иллюстрации, роль талисмана  позволили по-новому прочитать «Сказку о золотом петушке», да и сервис освоен на «пятёрку»); все возможности сервиса использовали «Буковки», познакомив с кулинарными предпочтениями героев, указав  особенности национальной кухни, раскрыв старинные рецепты приготовления блюд; «Искатели» показали фольклорные мотивы, проведя тщательное исследование о символах, обрядах, обычаях, магических числах. Заслуживают внимания и высокой оценки и другие команды, раскрывшие понятия «добро и зло» в сказках («Великолепная пятёрка»), значение слова «правда» («Глаз(с)»), артефактом представлено «корыто» в работе «Story Hoppers», об устаревших словах и их смысле поведали «Смурфики», «Хатка-пухатка», «Подружки» даже составили «Словарь», команда «Максимум» провела сравнительный анализ слов из разных эпох, «Дружные», «Грамотеи» раскрыли значение имён, а об особенностях свадебного обряда рассказали участники команды «Улыбка», проведя исследования сказки «Жених», «Исследователи знаний» презентовали значение числа 3 в сказках Пушкина.

  Старшеклассники, овладев сервисом, изучив материал, относящийся к роману в стихах «Евгений Онегин», показав силу и красоту пушкинского слова, отправили нас в Российскую империю 19 века. Кулинарный антураж и гастрономические пристрастия представили в работах команды: «Всеведы», «Островитяне» (стало понятно, почему страсбургский пирог «нетленный», лимбургский сыр так любим Пушкиным). «Умник и умницы», «Короли лингвистики»  исследовали «исторический гардероб» и устаревшие слова, «Мудрецы» и «Кот учёный» сделали попытку объять необъятное, дав толкование отдельных слов и выражений; «Русоведы» оригинально оформили страницу команды, нашли необычный артефакт «ногти», проведя сравнительный анализ между Пушкиным и его героем Онегиным.

  Огромное спасибо, участники и наставники, за плодотворную работу! Вы большие молодцы! Действительно, «открытий чудных» подарили! Уверена, что это не последняя наша с вами встреча! Успехов в дальнейшей  работе и творческого вдохновения!


  Иванова Любовь Михайловна, учитель информатики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №4 г. Рассказово Тамбовской области

  На летнем этапе к квесту "Лингвистический календарь" присоединились самые юные лингвисты - учащиеся начальной школы. Для многих их них это был первый опыт участия в конкурсе. Команды отлично справились с заданием второго этапа. Ребята с увлечением познакомились с алфавитом языка Эсперанто и узнали историю его возникновения. Замечательно, что работы получились очень разные. Каждая команда нашла свою «изюминку».

  Команда «Алфавит»  предложила попробовать перевести несколько фраз на язык Эсперанто и провела сравнение грамматики английского языка и языка эсперанто; участники из команды «Созвездие» процитировали Есенина; команда «Знайки» подробно рассмотрела грамматику языка; ребята из команды «Фортуна» предложили нам начать изучение языка Эсперанто, они разместили 2 урока на интерактивном плакате; «Друзья» продемонстрировали очень информативные видеофрагменты.

  Совет: не размещайте в своих работах скриншоты чужих презентаций, так как текст на некоторых из них плохо читаем и, конечно, теряется единый стиль оформления.

  Было очень интересно оценить интерактивные плакаты самых старших участников квеста. Несмотря на сходство представленного материала в некоторых работах, каждая команда смогла найти свой индивидуальный стиль. Некоторые команды представили краткую характеристику языка и, к сожалению, не использовали все возможности предложенного сервиса, другие провели подробные исследования и нашли интересные способы и формы представления информации.

 Команда «Умник и умницы» разместила несколько уроков, которые помогут начать изучение искусственного языка, а также добавили видео «Как знакомиться на Эсперанто?»; «Любители словесности» оформили своё исследование в виде книги с прекрасным музыкальным сопровождением; команда «Русоведы» рассмотрела плюсы и минусы языка; особенностью работы команды «Treasure hunters» стали ссылки на страницы и сообщества в социальных сетях, посвящённых языку Эсперанто. Отдельно хотелось бы отметить идею организации интерактивного плаката команды «Островитяне». Это не просто подробное исследование с большим количеством уникальных примеров, а увлекательная викторина. Правильный ответ на каждый вопрос – это кусочек пазла, который соберётся в конце викторины. Рекомендую другим командам посмотреть данную работу.

  Это задание, несомненно, позволило ребятам сделать для себя много интересных открытий. Все молодцы! Ждём от вас новых уникальных работ в предстоящем сезоне.  


  Дмитриева  Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ Сосновская СОШ №2 Тамбовской области

  На третьем этапе летнего сезона «Лингвистического календаря» перед командами была поставлена интересная и необычная задача – создать блог. Руководителям команд вместе с детьми нужно было не только придумать необычное название своему блогу, но наполнить его страницы интересной информацией, яркими иллюстрациями, интерактивными заданиями. И это у них получилось!

  Команды младшей группы порадовали творческим подходом, дружной работой, хорошим настроением.

  «Красна речь фразеологизмами» - такое название дали своему блогу «Друзья». Онлайн кроссворд, интерактивная игра, тест, видеопрезентация «Фразеологический словарик» сделали работу ребят насыщенной и яркой.

  Сколько нового об истории происхождения фамилий узнали ребята из команды «АЛФаВИт».

 «Словарь иностранных слов», кроссворд «Иностранные слова вокруг нас» могут заинтересовать всех, кто посетит блог команды «Созвездие».

 Любителей мультфильмов приглашает команда «Фортуна». Так увлекательно ребята знакомят с фразеологизмами. Видеопрезентация и интерактивные тесты позволят расширить представление об удивительных устойчивых сочетаниях слов.

  Команда «Знайки» интерес к своему блогу привлекала через интерактивное задание «Информация для размышления». Почему на Руси появились фамилии? О чем может рассказать фамилия? Над этими и другими, не менее важными вопросами предлагают поразмышлять ребята всем посетителям блога. Богатую информацию разместили они и об истории происхождения боярских, княжеских, аристократических фамилий, рассказали об эпохе всеобщей паспортизации. Заинтересует и иллюстрированный кроссворд «Знаменитые русские фамилии».

  Не менее интересные открытия нас ждали на страницах блогов старшей группы. И это понятно: ребята взрослые, опытные, у многих свои личные блоги есть.

  Об истории происхождения русских фамилий рассказали «Короли лингвистики». Оказывается, что раньше у 75% населения не было фамилии!

  О таинствах фамилии размышляла и команда «Умник и умницы». Они познакомили с классификацией и структурой фамилий, рассказали о науке, изучающей фамилии.

  Целых три команды посвятили свои лингвистические блоги фразеологизмам. Сколько их в сказках Пушкина и Андерсена! А какое огромное количество фразеологизмов, содержащих числительные! Обо всем этом написали «Всеведы». А вот «Мудрецы» сопроводили свои странички яркими иллюстрациями и видеороликами о фразеологизмах. Посетив блог команды «Кот ученый», приходишь к выводу: басни Крылова – настоящая кладезь фразеологизмов! Молодцы, ребята. Интересное виртуальное путешествие в страну «Фразеология» получилось.

  Если вы интересуетесь ономастикой, то советуем посетить блог команды «Любители словесности». Здесь вы найдете ответы на вопросы о том, как произошли имена собственные? Почему магазины, кафе, салоны красоты называют именами своих близких?

  «Русоведы» и «Островитяне» в своих блогах размышляли над невербальными средствами общения. «Русоведы» помогли разобраться в вопросе: что нужно делать, чтобы тебя понимали и ты понимал чужие высказывания. А своему блогу они дали интересное название «Герасим и Муму». Команда обращает наше внимание на язык животных, например, котов. Наблюдения за манипуляциями хвоста кота могут рассказать многое о настроении животного. 

    О языке СМИ рассуждали ребята из команды «Treasure hunters».

  Поздравляю команды и педагогов-руководителей с успешным выполнением этапа, посвященного блогам. Желаю дальнейших успехов!


  Кадомская Марина Петровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ, МБОУ Сосновская СОШ №2 Сосновского района Тамбовской области

  В младшей группе все 5 команд достойно справились с заданием "Эсперанто - язык будущего?", рассказав об истории возникновения эсперанто, его гимне и флаге. В работах использованы красочные рисунки, видео.

  Очень интересные работы ребят средней группы. Особенно хочется отметить работу команду  "ДИАМИТ": работа хорошо структурирована, для проверки знаний есть задания в сервисе веб 2.0. Также интересны работы команд "Буковки" (звуковое сопровождение), "Великолепная пятёрка" (использование диаграммы).

  В старшей группе также все команды справились с заданием. Особо отличилась команда "Островитяне", сделав свою работу в виде викторины. Хорошие работы у команд "Умник и умницы" (анимация в сервисе веб 2.0), "Любители словесности" (грамотно выполненная работа с рассуждениями о значении языка).