Заметки на полях осеннего лингвистического календаря

   Дмитриева  Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ Сосновская СОШ №2 Тамбовской области

   Дорогие участники Осеннего сезона веб-квеста "Лингвистический календарь"! Поздравляю вас с успешным финишированием! Хочется поделиться своими впечатлениями о работах старшей возрастной категории сентябрьского этапа.

«Лингвистическая матрица» команды «ДИАМИТ» представлена заданиями, позволяющими узнать происхождение имен, фразеологизмов. Яркое, с использованием иллюстративного материала оформление работы, интересные, глубокие вопросы позволяют говорить о том, что к выполнению задания ребята подошли со всей ответственностью.

  Приятно поразило и бонусное задание – портретная галерея, в которой каждый член команды предстал в удивительном живописном образе.

 «Нескучный турнир» - такое название лингвистической игре придумали игроки команды «Мудрецы». Чтобы разобраться с вопросами этапов «Бой с тенью», «Споемте, друзья», «Зри в корень», нужно было не только вспомнить учебный материал, но и с помощью гиперссылок добыть информацию из интернета.

  А какое великолепное преображение одного из игроков команды в васнецовскую Аленушку при выполнении бонусного задания! Вот уж креативили ребята!!! Оказывается, что готовое произведение Васнецов подписал: «Аленушка» и в скобках: «Дурочка». Дело в том, что раньше дурочками ласково именовали тех, кто остался без попечения родителей, а попросту сирот.

  Погрузиться в молодежную среду с их «словечками», познакомиться с современными песнями, которых наряду с общеизвестными словами используется молодежный сленг, пригласила команда «Русоведы». Приятно удивило то, что ребята предложили разгадать значение современных слов через прослушивание отрывков из современных музыкальных произведений. Получилось не только «круто», но и очень интересно!

  Творчески подошла команда и к выполнению бонусного задания. Ребята уверены: интерпретация картины Альфонса Мариа Мухи "Времена года" символизирует веб-квест "Лингвистический календарь": в их команде четыре участника, времён года - четыре, в квесте - четыре сезона! Молодцы!

  Проверить, насколько вы грамотны, умеете ли правильно ставить ударение в словах, разбираетесь ли вы в корневых чередованиях, приглашает команда «Романтики». Ребята подготовили самые разнообразные вопросы, позволяющие вспомнить большое количество учебных тем.

  Современное прочтение картины Чарльза Эдварда Перунджини "Читающая девушка" связано у команды, наверное, с дистанционным обучением, когда компьютер очень прочно вошел в жизнь каждого школьника.

   Команда «Умники и умницы» в своей лингвистической игре всем этапам придумали интересные названия. Так, на «Историческом» этапе нужно было разобраться в этимологических вопросах, в истории происхождении букв, а «Загадочный» этап предполагал решение ребусов.

  Для выполнения бонусного задания команда взяла картину художника Дэниела Герхардса "Чтение". Почему? Ребята считают, сколько бы лет тебе не исполнилось, нет ничего лучше хорошей книги в руках. Иногда так не хочется дочитывать книгу, потому что она уже стала твоей любимой.

  «Несвободные словосочетания», «Магия чисел», «А автор кто?» - такие названия, несомненно, привлекут любого человека. Захочется пройтись по ссылке и открыть вопрос. А потом, конечно же, постараться найти ответ на него. Именно так привлекли внимание к совей работе ребята из команды «Лингвознайчики». Целью работы является не только возможность вспомнить научные факты из русского языка, но и желание прикоснуться к великому русскому слову через произведения Тургенева, Ахматовой, Пушкина, Гоголя.

  К выполнению бонусного задания были привлечены не только руководитель и члены команды, но и их родственники. Вот что написано на странице команды: «Клодом Моне была написана серия полотен «Водяные лилии». Картину, которую мы выбрали, написана Клодом Моне в 1905 году. Картина, которая расположена под оригиналом, была вышита мамой руководителя нашей команды в 2018 году. Она любезно согласилась, чтобы мы ее сфотографировали». Заинтересовались? Добро пожаловать в гости к «Лингвознайчикам»!

  Поздравляю команды и педагогов-руководителей с успешным выполнением сентябрьского этапа. Желаю дальнейших успехов!


Заливина Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской области 

  В сентябрьском этапе команда «Аз и буки» порадовала интересной игрой, содержащей разнообразные вопросы. Хочется отметить самобытное оформление работы.

 «Великолепная пятерка» в своей игре использовала разнообразный материал лингвистической направленности, указала информационные ресурсы, использованные в работе.

  Ребята из команды «Гильдия Лингвистов» создала замечательную игру, в которой можно увидеть интересные разделы и не менее интересные вопросы. Все задания игры сформулированы корректно и точно.

  Команда «Story Hoppers» поразила разнообразием использованных заданий. Ребята, вы создали по-настоящему захватывающую игру. Разгадывать ребусы было очень интересно!

  «Искатели», браво! Увлекательные разделы! Интересные задания! Очень понравились ваши анаграммы! А чего стоит «Игротека»! Все этапы очень интересные! Вы большие молодцы!

  «Буковки» создали интересную игру, в которой очень много разнообразных заданий. Каждый раздел игры – шедевр! Сразу виден творческий подход креативных людей!

  Команда «Улыбка» предлагает нашему вниманию игру, посвященную творчеству А.С.Пушкина. В этой работе речь идет о романе «Дубровский». Хотите узнать, какой модный приговор вынесли авторы игры героям? Приходите поиграть!

  Ребята из команды «Умка» заинтересуют вас своими заданиями! Обратите внимание на раздел «Корректировщик»: пригодится при подготовке к ЕГЭ!

  «Грамотеи» создали работу, использовав свое оформление. Названия разделов не смогут оставить вас равнодушными! Последний раздел – ребусы – заставят вас задуматься!

  «Знатоки» подошли к созданию игры очень ответственно! Результат замечательный! Игра прекрасно иллюстрирована, она наполнена интересными вопросами! Ребята, мне ваша работа очень понравилась! Спасибо!

  Команда «Всезнайки» сумела сделать привычные школьные разделы, рассказывающие о русском языке, интересными и увлекательными.

  Уважаемые участники команды «Дружба», вы создали замечательную игру! Это познавательная, интересная, хорошо продуманная работа! Особенно понравились разделы, посвященные ономастике и топонимике. Спасибо за ваш труд!

  Ребята из команды «Truth & Hope» показали глубокие знания русского языка. Игра команды составлена по материалам школьного курса. Думаю, сыграв вместе с командой, вы вспомните много важных правил русского языка. А еще это одна из немногих команд, указавших на источники использованной в работе информации.

  «Байкальские звездочки», ваша игра содержит вопросы, на которые надо отвечать очень внимательно! Чуть отвлекся – ошибся… Думаю, что так и должна быть построена настоящая увлекательная игра. В работе присутствуют ссылки на использованные источники. И это, безусловно, ценно!

  Уважаемые участники команд, все вы создали замечательные игры, которые могут многому научить умных игроков. Спасибо всем вам за ваш труд!

  Один совет: обращайте внимание на критерии оценивая перед началом своей работы. Это поможет вам создать новые шедевры и победить!  


  Козина Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ №2 г. Мичуринска Тамбовской области

  Приветствую участников осеннего сезона веб-квеста «Лингвистический календарь!» И сразу хочу поблагодарить всех за доставленное удовольствие – работы сентябрьского этапа оказались оригинальными и интересными. Снова почувствовала себя ребёнком, окунувшись в мир предложенных вами лингвистических игр. Признаю, порой пришлось поломать голову!

  Участники из группы 5-8 классов смогли придумать множество абсолютно разноплановых заданий, от простых «Подбери синоним» или «Продолжи пословицу» до довольно замысловатых. Так, команда «АЗ и БУКИ» предложила задание с таинственным названием «Сборка», в котором требовалось «собрать» пословицы из отдельных слов; не менее загадочным оказались задания «Волшебное средство» команды «Гильдия лингвистов», «Одним словом» команды «Story Hoppers» и «Фонетические прятки» команды «Грамотеи».

  Удивило и разнообразие оригинальных оформительских решений: команда «АЗ и БУКИ» добавила нарисованные картинки, в которых зашифровала фразеологизмы; выбрали интересное цветовое решение ребята из команды «Дружба».

  Порадовал тот факт, что участники внимательно изучили критерии оценивания и постарались, чтобы презентации максимально соответствовали требованиям. Отмечу команды «Truth & Hope» и «Байкальские звёздочки», которые проделали огромную работу по подбору информационных источников для каждого задания.

  Не отстают от младших и участники из 9-11 классов. Команда «Русоведы» обратила внимание на актуальную проблему молодёжного сленга, предложив подобрать синонимы к словам «краш», «чилить» и подобным. Ребята придумали интересный ход – добавили музыкальные фрагменты, в которых прозвучали молодёжные слова. Команда «ДИАМИТ» смогла подобрать обширный иллюстративный материал, а команда «Мудрецы», хоть и отошла от данного в задании этапа шаблона, предложила интересные задания по теме «Фразеология».

   Убеждена, что все участники действительно старались, серьёзно подходили и к подбору материалы для своих лингвистических игр, и к оформлению работы. Хочу пожелать и командам, и их наставникам удачи и успехов. Вперёд, к победе! 

  Также хочется поделиться впечатлениями о работах ноябрьского этапа. Русский язык – постоянно развивающееся явление, и вам было предложено «обновить» толковый словарь, добавить в него одно слово из современного молодежного языка. Чего только, оказывается, мы, представители старшего поколения, не знаем, но знают наши участники…

  Вот, например, сколько различных вариантов было у группы 5-8 классов: команда «Аз и Буки» назвала слово «чилить», ребята из «Великолепной пятерки» предложили «дедлайн», «Буковки» остановили свой выбор на слове «квест», участники из команды «Улыбка» выбрали «краш». У ребят постарше, из 9-11 классов, тоже нашлось, что предложить для словаря: «флешмоб» (команда «ДИАМИД»), «груминг» (команда «Мудрецы»), «хайп» (команда «Русоведы»), «изи» (команда «Романтики»), «рофл» (команда «Умник и умницы»), «эмодзи» (команда «Лингвознайчики»). 

  А уж о многообразии представления материала словарных статей даже и нечего говорить! Многие команды использовали все возможности платформы, чтобы наиболее полно представить информацию. К тексту и иллюстрациям были добавлены и видеоролики – музыкальные клипы, мультфильмы, «видео-объясняшки».

   Ребята, вы все потрудились на славу! Теперь можно и начинать «чилить»! :-)


Иванова Любовь Михайловна, учитель информатики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №4 г. Рассказово Тамбовской области

  Уважаемые участники команд, все вы представили замечательные работы сентябрьского этапа "Осеннего лингвистического сезона", которые показали, насколько многогранна наука лингвистика.

 Игра команды «Аз и буки» демонстрирует богатство и разнообразие русского языка. Расшифровывать пословицы было очень интересно и увлекательно. Оформление работы полностью соответствует теме игры.

  Команда «Великолепная пятерка» показала себя настоящими мастерами лингвистики. Они не забыли об авторском праве и указали информационные ресурсы, которые помогли им создать замечательную игру.

  Вместе с командой «Гильдия Лингвистов» вы отправитесь в литературное путешествие по самым любимым произведениям. Викторина содержит очень интересные разделы. Вопросы сформулированы очень грамотно и точно.  

  Команда «Story Hoppers» удивила разнообразными заданий. Ребусы являются «изюминкой» данной игры. Молодцы, продолжайте изучать русский язык.

  «Искатели», у вас получилась очень увлекательная игра. Хочется отметить задания с анаграммами. Отвечать на вопросы первого (красного) этапа было не так-то просто. Помогли ваши подсказки в виде изображений.

 Команда «Буковки» продемонстрировала креативный подход к созданию игры. Задания викторины показали, на сколько обширен кругозор участников команды.

  Команда «Улыбка» создала игру, посвященную роману А. С. Пушкина «Дубровский». Творческий подход позволит вам взглянуть на данное произведение по-новому.

 Работа команды «Умка» заинтересуют абсолютно всех. Один из разделов данной игры поможет подготовится к ЕГЭ. Обратите внимание!

 «Знатоки» создали игру, наполненную замечательными иллюстрациями. Вопросы корректно и точно сформулированы. Путешествие по стране «Читалия» будет увлекательным.

 Команда «Всезнайки» создала викторину, в которой представлены разделы, рассказывающие о русском языке. Ребята, будьте внимательны: в теме «Словообразование» в третьем пункте вы забыли написать вопрос и ответ.

 «Грамотеи» очень ответственно подошли к выполнению данного задания. Замечательное оформление работы! «Лингвистический калейдоскоп» демонстрирует творческий подход команды.

 Замечательную игру создали участники команды «Дружба». Очень познавательные, интересные вопросы, которые побуждают покорять высоты лингвистики! Особенно понравились задания, посвященные ономастике и топонимике.

 Команды «Truth & Hope» в своей викторине представили вопросы по материалам школьного курса. Для успешного прохождения данной игры необходимы глубокие познания русского языка.

 «Байкальские звездочки» создали очень увлекательную игру. Викторина рассчитана на высокий уровень знаний русского языка. Хочется также отметить дизайн презентации.

 Спасибо всем вам за увлекательные игры! Желаю новых творческих успехов!


Кадомская Марина Петровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ, МБОУ Сосновская СОШ №2 Сосновского района Тамбовской области

В ходе выполнения октябрьского этапа веб-квеста "Лингвистический календарь" все команды освоили новый сервис FlipSnask, с помощью которого легко и быстро можно создать электронную книгу.  Виртуальные журналы получились интересными, красочными, познавательными. Команды знакомят нас с биографиями лицеистов пушкинского выпуска: И.И.Пущина, А.А.Дельвига, В.К.Кюхельбекера, А.М.Горчакова и других. В своих работах участники квеста рассказывают об увлечениях лицеистов, их прозвищах, прослеживают  оставленный ими «след» в истории нашей страны. В дневники включены и иллюстрации, и отрывки стихов, и свое личное отношение, некоторые команды («Русоведы», «Романтики») даже дали видеоссылки, которые стали удачным дополнением к работе. К сожалению, не все команды использовали возможности сервиса, в их работах нет ссылок, за что были снижены баллы. 


Волкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 22 г. Тамбова

Дорогие наставники и участники «Лингвистического календаря»! Поздравляю с успешным завершением осеннего сезона! Уверена, для каждого из вас прохождение этапов квеста было познавательным и занимательным (креатив организаторов мероприятия неистощим!)     

В очередной раз (многие команды принимают участие не впервые) вы побывали в роли исследователей, освоили новые сервисы, нашли новых друзей, провели рефлексию своей деятельности и, наверное, ждёте новых заданий.

Без всякого сомнения, высокой похвалы заслуживают все участники веб-квеста! С большим интересом перелистывала страницы виртуального журнала «Лицейский мудрец. Через года, через века»  каждой команды. Информативные работы, удачно подобранные иллюстрации, фотографии, цветовая гамма, техническое решение!

Несмотря на одинаковое для всех задание, каждая команда возрастной группы 5-8 классы нашла своё решение поставленной задачи: «Великолепная пятёрка», «Грамотеи», «Буковки», кроме основного текста, добавили ссылки на видеофрагменты, до мельчайших подробностей продумали дизайнерское оформление, «Всезнайки»  интересно подали материал в виде досье на создателей рукописного журнала в лицее, «Truth&Hope», создавая книгу об Иване Пущине, отметили самые яркие моменты проявления дружбы и её ценности между А. Пушкиным и И. Пущиным, «Буковки» предложили посетить литературную гостиную, создав альманах, «Байкальские звёздочки» нашли интересные факты о лицее и представили друзей Пушкина, удачно соединив текст и иллюстративный материал.  Сложилось впечатление, что ребята с увлечением и ответственностью отнеслись к работе.

Оригинальностью, информативностью, логичностью, серьёзным подходом следует отметить все варианты старшеклассников! «ДИАМИТ» - одна из самых ярких команд! Удобное расположение страниц, ключевые слова выделены шрифтом, столько интересной информации… зачитаешься, тематика осени сохранена даже в оформлении страниц, кажется, будто гуляешь по осеннему саду Царскосельского лицея, переворачивая страницы виртуального журнала. «Мудрецы» придумали яркое обращение к читателям, приглашая в «чертог царицын», рассказали о книжке в сафьяновом переплёте, что «печатано в типографии Данзаса», интересных фактах из жизни лицеистов, используя все технические возможности сервиса. «Умник и умницы», «Романтики», «Русоведы» и «Лингвознайчики» - настоящие верстальщики: продумано всё до мелочей, гармония текста и технических возможностей. Молодцы!

 Спасибо вам, ребята и наставники, за проделанную работу и положительный заряд от увиденного и прочитанного! Желаю всем успехов в дальнейшей работе! До новых встреч!


Яковлева Елена Евгеньевна, методист кафедры общеобразовательных дисциплин ТОИПКРО, к.фил.наук

  Дорогие ребята! Уважаемые коллеги, руководители команд! Хочу выразить своё восхищение вашими работами осеннего сезона. Вы большие молодцы! Мастерство владения сервисами растёт от сезона к сезону, от задания к заданию. Вот мы вместе освоили и Piktochart. Все справились с интересным заданием - придумать слово для словаря! Задача не из простых. Мой лексикон пополнился такими лексическими «новинками», как чилить, хайп, краш (даже не знаю, честно говоря, как к ним относиться 😃, и за их русских «братьев»-синонимов тревожно, но современный век диктует свои правила). Отдельное спасибо за лайфхаки для изучения правил русского языка! Получилось здорово. Теперь я, как говорится, в тренде😊 Спасибо за творчество и желание креативить. Удачи всем!